Фестиваль Макса Фрая
Самый уютный литературный фестиваль в России
Каждый год в начале весны в России проходит фестиваль, посвященный одному из самых популярных в этой стране фентези вселенной Макса Фрая. Напрашивается сравнение с Терри Пратчеттом, ведь российский автор тоже создает сквозные сюжеты с одними и теми же персонажами, его так же легко читать и на страницах книги полно юмора. И, конечно, фанатская база — в России более полумиллиона любителей вселенной Макса Фрая.
Под псевдонимом Макса Фрая скрывается российская писательница — Светлана Мартынчик. На сегодняшний момент написано около 20 книг с историями про Макса Фрая. Не смотря на большую любовь фанатов, она не большой любитель шумных фестивалей, а уж то, как фанаты изображают персонажей её книги она резко осуждает. Сейчас Светлана проживает в Литве и не часто появляется в России.

Началось все в 2017 году, я тогда работал в Санкт-Петербурге. Мы с коллегами увлекались книгами про Макса Фрая и однажды мы подумали, отчего же нет такого фестиваля, на котором фанаты литературной вселенной могли бы хорошенько повеселиться. Это действительно очень странно, на косплей фестивалях мы постоянно встречали фанатов Фрая, которые создавали костюмы, стенды и даже побеждали в конкурсах. Регулярно проходили сходки фанатов в самых разных местах — кафе, библиотеках, торговых центрах.

Мы решили взять на себя роль инициаторов и собрали вокруг себя команду единомышленников. Мы заставили фанатов Макса Фрая поверить, что у них может получиться отличный фестиваль и предоставили им библиотеку в качестве площадки и свою помощь, как организаторов. Мы же, в свою очередь, заручились поддержкой издательства и нашли информационных партнеров.
Фестиваль Макса Фрая длился все воскресенье с 12 до 20, его посетило более 600 человек. Для гостей мы подготовили: мастер-классы, лекторий, конкурсы, настольные игры, небольшой фуд-корнер с перекусом и напитками из книги. На импровизированной сцене — выступления фолк-групп, рядом — танцы, в основном средневековые.

В течении всего фестиваля любой посетитель мог принять участие в квесте: необходимо было помочь персонажам из книги (талантливым косплеерам) спасти мир в очередной раз. На закрытии фестиваля участники увидели развязку квеста, а самые активные участники получили заслуженные призы.

Вход на фестиваль был совершенно свободный, мы хотели, чтобы фестиваль был доступен нашей аудитории, ведь основа армии фанатов Макса Фрая составляют подростки.

В 2017 году мы организовали маленький литературный фестиваль, но попали в точку — выяснилось, что людям это интересно, что организаторы фестиваля могут даже немного заработать на продаже еды, напитков и сувенирной продукции. После этого в Санкт-Петербурге фестивалей стало сильно больше, другие команды стали развивать наши идеи и проводить подобные мероприятия, но уже на коммерческой основе. Волшебства и магии стало больше в нашем городе, и я, конечно, вижу оказанное влияния моей команды.
В Петербурге появились ежегодные фестивали, посвященные разным темам — стимпанку, книгам Терри Пратчетта, советской ностальгии и прочие. Их делали одни и те же ребята, заполняя своими ивентами нишу популярных литературных вселенных.
С 2017 года мне довелось сотрудничать с командой организаторов фестиваля Макса Фрая не раз и не два, но уже не так глубоко, как в первый раз. В 2020 году я оказался в Москве. И так уже получилось, что местное фан-сообщество Макса Фрая обратилось ко мне с предложением провести первый в столице фестиваль по мотивам их любимых книг. Конечно, я не мог им отказать. В итоге мы сделали фестиваль и в Москве. И это было было действительно достойное продолжение того, что мы делали в Петербурге: масштабы больше во всех отношениях.

Мы провели фестиваль весной 2020 года, перед самым началом пандемии COVID-19, его посетило более 800 человек. Мы получили самую теплую обратную связь от посетителей фестиваля, множество пожеланий повторить ивент в следующем году. Конечно, мы будем продолжать и откроем новые литературные произведения для фестивального движения.

Конечно, контент был во многом похож на то, что происходило в Петербурге, но были и интересные дополнения: стихийно были организованы микро-концерты с игрой на укулеле и чтением стихов в разных частях фестиваля. Библиотека, в которой проходил праздник, располагает большим количеством комнат и укромных мест, что очень хорошо способствовало организации разнообразных активностей. Кроме всего прочего, нам удалось добиться очень глубокой интеграции издательства, которое работает с Максом Фраем: впервые удалось организовать единую рекламную компанию, а также интегрировать активности издательства в фестиваль.
Особенности фестиваля
Есть ли смысл рассказывать, как мы делали фестиваль, из чего он состоит, каким образом мы организовали продвижение и рекламу? Думаю, это всё — вещи очевидные для профессионала, от фестиваля к фестивалю они не сильно меняются. Тут хочется скорее рассказать о каких-то особенностях фестиваля.
Все танцуют
Центр веселья — танцы. Специально для всех тут же проводятся очень быстрые мастер-классы. Но даже без них любой разберется — танцы средневековые не очень сложные, любой разберется.
Много мастер-классов
Если устали танцевать и слушать живую музыку, на фестивале можно поучаствовать в мастер-классов, из мы подготовили огромное количество — больше 120 человек приняло участие.
Косплей и декорации
В команде организаторов — больше 20 косплееров, все старались отыгрывать роль персонажей из книги. А саму библиотеку украсили большим количеством декораций: стендов, элементов мебели и декора и даже воздушный шар высотой в 2 метра.
Вкусная еда и напитки
Герои книг про Макса Фрая очень любят поесть и выпить чего-нибудь вкусного, поэтому и на фестивале уделили особенное внимание гастрономической зоне и магазинчикам с сувенирами: можно было полностью погрузиться в мир Ехо.
Сделано по заказу
2017. Библиотеки Московского района, aka СПб ГБУ "Централизованная библиотечная система Московского района". Официальный сайт: https://www.cbs-msk.ru/

2020. Библиотеки Востока Москвы, aka ГБУК г. Москвы "Централизованная библиотечная система Восточного административного округа". Официальный сайт: https://cbs-vao.ru/
Команда организаторов
2017:
Организаторы: Роговенко Илья, Мазураш Марина и Кулишева Марина
Продвижение: Геращенко Егор
Администратор площадки: Совкова Наталья
При поддержке — Издательство АСТ

2020:
Продюсер: Роговенко Илья
Продвижение: Микулинская Евгения
Администратор площадки: Соколова Вера
Организация проекта — Творческое объединение "По Ехо Ли" //ссылка
При поддержке — Издательство АСТ
Конкретика


Даты: 05 марта 2017 года с 12:00 до 19:00
Место: Библиотека Друзей (Библиотека №2 Московского района)
Адрес: Московское шоссе, 2, Санкт-Петербург
Вход свободный, 12+
Паблик "Вконтакте": https://vk.com/irlecho

Даты: 01 марта 2020 года с 12:00 до 20:00
Место: Детская библиотека № 91 им. Э. Л. Войнич
Адрес: ш. Энтузиастов, 78, корп. 1, Москва
Вход свободный, 12+
Паблик "Вконтакте": https://vk.com/fest_poeholi

Никогда не знаешь,
где тебе повезет

Max Frei's Festival
The most magical literary festival in Russia
Every year in early spring in Russia, the Max Frei Festival is held. This event is dedicated to the fantasy universe which is certainly the most popular among russians. It is very similar to the Terry Pratchett's Discworld, because the Russian author also creates cross-cutting stories with the same characters, it is just as easy to read and the pages of the book are full of humor. And, of course, the fan base — in Russia, more than half a million fans of the Max Frei's universe.
The Russian writer, Svetlana Martynchik, is hiding under the pseudonym Max Frei. To date, about 20 books with stories about the adventures of sir Max have been written. Despite the great love of fans, she is not a big fan of noisy festivals, and she strongly condemns the way the fans portray the characters in her book. Now Svetlana lives in Lithuania and does not often appear in Russia.

It all started in 2017, when I worked in Saint Petersburg. My colleagues and I were interested in books about sir Max, and one day we thought, why isn't there a festival where fans of the literary universe could party? This is really strange, at cosplay festivals we constantly met with Frei fans who created costumes, stands and even won competitions. There were regular gatherings of fans in various places — cafes, libraries, shopping centers.

We decided to take on the role of initiators and gathered around us a team of like-minded people. We made Max Frei fans believe that they could have a great festival and provided them with a library as a venue and our help as organizers. We, in turn, enlisted the support of the publisher and found information partners.
The Max Frei's Festival lasted all Sunday from 12 to 20, and was attended by more than 600 people. For the guests, we have prepared: master classes, lectures, competitions, board games, a small grocery corner with snacks and drinks, inspired by book. On an improvised stage — performances of folk groups, near — dancing, mostly medieval.

Throughout the festival, any visitor could take part in the quest: it was necessary to help the characters of the book (talented cosplayers) save the world once again. At the closing of the festival, participants saw the end of the quest, and the most active participants received well-deserved prizes.

Entrance to the festival was completely free, we wanted the festival to be accessible to our audience, because the heart of the army of Max Frei fans are teenagers.

In 2017, we organized a small literary festival, but we got to the point — it turned out that people are interested in it, that the festival organizers can even earn some money by selling food, drinks and souvenirs. After that, there were much more festivals in Saint Petersburg, and other teams began to develop our ideas and conduct similar events, but on a commercial basis. There is more magic and magic in our city, and I can certainly see the influence of my team.
St. Petersburg hosts annual festivals dedicated to various topics — steampunk, books by Terry Pratchett, Soviet nostalgia, and others. They were made by the same guys, filling their events with the niche of popular literary universes.
Since 2017, I have collaborated with the team of organizers of the Max Frei Festival more than once or twice, but not as deeply as the first time. In 2020, I found myself in Moscow. And so it has already happened that the local Max Frei fan community ask me to help with the first festival in the capital based on their favorite books. Of course, I couldn't refuse them. As a result, we made a festival in Moscow. And this was a really worthy continuation of what we were doing in St Petersburg: the scale is bigger in all respects.

We held the festival in the spring of 2020, just before the start of the COVID-19 pandemic, and more than 800 people took part in it. We received the warmest feedback from the festival's visitors, and many wishes to repeat the event next year. Of course, we will continue and open new literary universes for the festival movement.

Of course, the content was very similar to what was happening in St. Petersburg, but there were also interesting additions: micro-concerts were organized spontaneously with playing the ukulele and reading poetry in different parts of the festival. The library, where the festival was held, has a large number of rooms and secluded places, which very well contributed to the organization of various activities. Among other things, we managed to achieve a very deep integration of the publishing house that works with Max Frei: for the first time, we managed to organize a single advertising company, as well as integrate the activities of the publishing house into the festival.
Festival features
Does it make sense to tell how we did it, what it consists of, and how we organized promotion and advertising?I think these are all obvious things for a professional, they remain common from festival to festival. Here I want to tell you more about some of the features of the festival.
Everybody Dance Now
The center of the fun is dancing. For beginners, very quick master classes are held here. But even without them, anyone will understand medieval dances are not very complicated.
A lot of master classes
If you are tired of dancing and listening to live music, you can take part in master classes at the festival, of which we have prepared a huge number — more than 120 people took part.
Cosplay and decorations
The team of organizers — more than 20 cosplayers, all tried to play the role of characters from the book. The library itself was decorated with a large number of decorations: stands, furniture and decor elements, and even a balloon 2 meters high.
Delicious food and drinks
The characters of the books about sir Max love to eat and drink something delicious, so at the festival we paid special attention to the gastronomic zone and souvenir shops: you could completely immerse yourself in the world of Echo.
Specific Information
2017.
Producers: Rogovenko I., Kulishova M.
Promotion: Geraschenko E.
Festival's social media: https://vk.com/irlecho

2020.
Producer: Rogovenko I.
Promotion: Mikulinskaya E.
Festival's social media: https://vk.com/fest_poeholi

You never know
when you'll luck out